25 апреля – Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение

Накануне, на всенощном бдении, в Свято-Тихоновском храме города Костромы, согласно богослужебному уставу, было совершено освящение вайи (вербы). В сам день праздника были совершены ранняя и поздняя Божественные литургии.

В этот праздничный день прихожане Свято-Тихоновского храма организовали паломническую поездку в Свято-Успенский храм села Романово Судиславского района Костромской области, где приняли участие в Божественной литургии, которую совершил настоятель прихода протоиерей Петр Бахтин.

Так же к этому дню молодежным активом прихода была подготовлена листовка, повествующая о предстоящей Страстной седмице.

Вербное Воскресение — двунадесятый праздник, который отмечается Церковью за неделю до Пасхи и установлен в память о торжественном входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим — главный город Святой Земли — перед Его Крестными страданиями. Накануне Господь совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией у Елеонской горы в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию.

Известие об этом великом чуде очень быстро облетело все окрестности. Люди специально приходили в Вифанию, чтобы посмотреть на воскрешенного Лазаря.

За шесть дней до иудейского праздника Пасхи Господь Иисус Христос поручил двум своим ученикам привести к Нему молодого осленка. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму. Христа приветствовало множество людей. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» – так у евреев было принято встречать царей и победителей. Но начальники Иудейского народа негодовали на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание и задумали убить Его.

Уверовав в могущественного и благого Учителя, народ Израиля ожидал, что, вступая в Иерусалим, Иисус Христос возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, который освободит израильтян от врагов и побеждены будут противники Израильского государства.

Однако это триумфальное шествие является на самом деле предвестием страданий Спасителя: те же люди всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» и произнесут страшное проклятие на самих себя: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). Начальники израильского народа и сам народ глубоко ошиблись в своих ожиданиях. Христос мог собрать израильтян воедино, сделать из народа военную силу, но Он от этого отказался. Христос учил другому, тому, что, кроме любви и готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, – нет ничего. Учил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, что нет ничтожных людей, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. И поняв это, Израильский народ отвернулся от Него, потому, что не любви искал, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви.

По церковной традиции в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника – Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой ваия – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении вечером в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения священником молитвы.

В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.

В русской богослужебной практике ХVI–XVII веков на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) так же существовал чин «шествия на осляти» в Неделю ваий. Этот чин представлял собой праздничный крестный ход, во время которого патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или на наряженной лошади, сопровождаемый верующими с ветками верб в руках.

(912)

Перейти к верхней панели