17 апреля – Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение

Накануне, на всенощном бдении, в Свято-Тихоновском храме города Костромы, согласно богослужебному уставу, было совершено освящение вайи (вербы). В сам день праздника были совершены ранняя и поздняя Божественные литургии.

В этот праздничный день настоятель храма протоиерей Петр Бахтин совершил Божественную литургию в приписном Свято-Успенском храме села Романово Судиславского района Костромской области

В праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение), в Свято-Тихоновском храме города Костромы открылась благотворительная ярмарка, посвященная предстоящему Светлому Христову Воскресению – Пасхе.

Сбор к Ярмарке был открыт 3 апреля. Педагоги и воспитанники Воскресной школы, прихожане храма и все желающие принять участие приносили различные изделия ручной работы, картины, декупаж, вышивки, бусы, сделанные вручную мыло и свечи, игрушки и другие рукодельные вещи.

После ранней Божественной литургии в помещении детской комнаты храма была организована выставка всего собранного, с возможностью для желающих пожертвовать посильную сумму и приобрести себе, или своим близким, небольшой пасхальный подарок. Все вырученные средства пойдут на реализацию благотворительных социальных проектов прихода.

Это мероприятие было организовано приходом уже третий год подряд. Работа Ярмарки продолжится до 1-го мая.

Так же к этому дню молодежным активом прихода была подготовлена листовка, повествующая о предстоящей Страстной седмице.

Справка.
О Вербном Воскресении:
Вербное Воскресение — двунадесятый праздник, который отмечается Церковью за неделю до Пасхи и установлен в память о торжественном входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим — главный город Святой Земли — перед Его Крестными страданиями. Накануне Господь совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией у Елеонской горы в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию.

Известие об этом великом чуде очень быстро облетело все окрестности. Люди специально приходили в Вифанию, чтобы посмотреть на воскрешенного Лазаря.

За шесть дней до иудейского праздника Пасхи Господь Иисус Христос поручил двум своим ученикам привести к Нему молодого осленка. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму. Христа приветствовало множество людей. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» – так у евреев было принято встречать царей и победителей. Но начальники Иудейского народа негодовали на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание и задумали убить Его.

Уверовав в могущественного и благого Учителя, народ Израиля ожидал, что, вступая в Иерусалим, Иисус Христос возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, который освободит израильтян от врагов и побеждены будут противники Израильского государства.

Однако это триумфальное шествие является на самом деле предвестием страданий Спасителя: те же люди всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» и произнесут страшное проклятие на самих себя: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). Начальники израильского народа и сам народ глубоко ошиблись в своих ожиданиях. Христос мог собрать израильтян воедино, сделать из народа военную силу, но Он от этого отказался. Христос учил другому, тому, что, кроме любви и готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, – нет ничего. Учил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, что нет ничтожных людей, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. И поняв это, Израильский народ отвернулся от Него, потому, что не любви искал, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви.

По церковной традиции в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника – Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой ваия – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении вечером в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения священником молитвы.

В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.

В русской богослужебной практике ХVI–XVII веков на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) так же существовал чин «шествия на осляти» в Неделю ваий. Этот чин представлял собой праздничный крестный ход, во время которого патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или на наряженной лошади, сопровождаемый верующими с ветками верб в руках.

О пасхальной ярмарке:
Проведение Пасхальных ярмарок и базаров — традиция, идущая с давних времен. Во многих европейских городах такие праздники традиционно проводятся каждый год. В дореволюционной России так же существовала традиция проведения пасхальных ярмарок и базаров. Она была тесно связанна с так называемыми «Пасхальными ручьями». После строгих дней Великого поста собирались большие народные гуляния, все улицы, мосты и фонтаны (ручьи) украшались зеленью и пасхальными яйцами, а на главных площадях городов открывались ярмарки, на которых выставлялись изделия ручной работы, различные угощения и устраивались небольшие театральные площадки.

(312)

Перейти к верхней панели