Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!

В Свято-Тихоновском храме и приписных приходах к нему были совершены праздничные пасхальные богослужения.

В ночь с 23 на 24 апреля в Свято-Тихоновском храме были совершены полунощница, крестный ход с пасхальной утреней и Божественная литургия пасхальным чином. Богослужение совершили клирики храма: священники Андрей Вавилов, Анатолий Колупаев, Роман Удинцев и Александр Воробьев, а так же диакон Алексий Семенов. В ходе богослужения было оглашено пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста, а так же пасхальное послание святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По заамвонной молитве был освящен Артос.

Утром так же была отслужена поздняя Божественная литургия и крестный ход, которые совершил клирик храма священник Евгений Веселов в сослужении диакона Дионисия Парфенова. За богослужением было оглашено пасхальное послание митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта.

Настоятель храма протоиерей Петр Бахтин совершил ночное пасхальное богослужение в Свято-Успенском храме села Романово Судиславского района Костромской области.

Клирик храма священник Александр Макеев отслужил пасхальное богослужение в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» села Сумароково Сусанинского района Костромской области.

Для справки:

Воскресение Христово — величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресенье, вся она исполнена величайшей радости и ликования. В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и Новый Израиль – христиане – бодрствуют, празднуя духовное обновление и освобождение от рабства греху.

Пасхальное богослужение начинается с субботы на воскресенье, примерно в половине двенадцатого ночи. Перед располагающейся посреди храма плащаницей — изображением снятого с Креста Спасителя – служится полунощница с чтением канона Великой субботы «Волною морскою…». Звучат последние великопостные мотивы, еще более оттеняющие грядущую пасхальную радость. Плащаница, при пении последнего ирмоса «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе…», заносится священнослужителями в алтарь храма и полагается на престол. Здесь, на святом престоле, она будет покоиться до Вознесения, – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа.

Торжественная пасхальная утреня начинается в полночь с совершения крестного хода. Священнослужители в белых облачениях с крестами, Евангелием, иконами и хоругвями, сопровождаемые молящимися с зажженными свечами в руках, под звон колоколов выходят из храма, как бы навстречу воскресшему Спасителю. При этом поется стихира: Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Этим шествием мы символически изображаем «мироносиц, шедших утру глубоку помазать Тело Христа Спасителя».

Обойдя вокруг церкви, крестный ход останавливается перед ее закрытыми дверями, символизирующими вход в Гроб Господень. Здесь после начального возгласа священника, мы впервые слышим радостные слова: «Христос воскресе!» Священнослужители и хор поют пасхальный тропарь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Двери храма открываются; священнослужители и молящиеся входят в храм, где начинается пение пасхального канона, составленного в VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным. Во время исполнения канона священник с трисвечником и крестом в одной руке и кадилом в другой совершает каждение храма и приветствует прихожан словами «Христос воскресе!», на что верующие громогласно отвечают: «Воистину воскресе!». Крест, предносимый во время каждения, символизирует многократные явления Господа Иисуса Христа ученикам, а благоухание фимиама означает неизъяснимую радость, которой сопровождалось каждое явление Воскресшего Спасителя, а также напоминает об ароматах, которые жены-мироносицы несли ко Гробу Господню.

Пасхальный канон — одно из самых известных произведений церковной богослужебной поэзии. Этот глубоко содержательный и красивый по форме канон вводит верующих в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет всесторонне пережить и понять это событие.

Во время пасхального богослужения возжигаются все светильники и верующие, находящиеся в храме, стоят с зажженными свечами в знак полной радости и пламенной веры в Воскресение Господа.

После окончания канона торжественно, зачастую попеременно священнослужителями и хором, исполняются стихиры Пасхи. После стихир читается «Слово огласительное святого Иоанна Златоуста». В этом слове на основании притчи о работавших в винограднике (Мф. 20:1-16) все призываются насладиться светлым торжеством и войти в радость Господа нашего. После этого пасхального слова поется тропарь святителю Иоанну Златоусту.

Часы, отделяющие пасхальную утреню от Литургии, не читаются как обычно, а поются, и состоят из избранных пасхальных песнопений. Пасхальные часы исполняются не только в храме — всю пасхальную неделю их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.

Все пасхальные богослужения совершаются при открытых царских вратах, которые не будут затворяться в течение целой недели в знак того, что Господь Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

За пасхальными часами следует Божественная литургия.

(456)

Перейти к верхней панели